Исследование ICMR (ООО "ГФК-Русь").
Рынок красной рыбы в России
(январь - декабрь 2024 г.)


20 марта 2025 г.
Рыба, и особенно красная, – ценный продукт в рационе россиян, любимый не только за вкус, но и за пользу для здоровья. Такой интерес соответствует глобальному тренду на здоровое питание: всё больше людей в мире стремятся к сбалансированному рациону, сокращая потребление мяса в пользу рыбных продуктов. Внимание к рыбе подкрепляют и современные медицинские исследования, пересматривающие представления о питательных преимуществах красного мяса.

Чтобы проследить, как меняющиеся взгляды на питание влияют на выбор продуктов, обратимся к данным панельного исследования ICMR (ООО «ГФК-Русь») и анализу структуры потребительской корзины товаров повседневного спроса россиян:
ICMR-GFK-potrebitelskaya-korzina-rossian-2024
Данные панели домохозяйств ICMR показывают, что в структуре расходов российских семей рыбная категория пока занимает всего 3% в общей корзине товаров повседневного спроса. В то же время, на различные виды мяса приходится 13% среднегодовых потребительских трат россиян, что подчеркивает их доминирующую роль в рационе.

В потребительском поведении россиян наметились интересные тенденции. В 2024 году, по сравнению с 2023 годом, наблюдался заметный рост рыбной категории (+8% в натуральном выражении) на фоне стагнации других белковых продуктов животного происхождения. Особенно примечательно, что россияне стали чаще приобретать красную рыбу, которая ранее считалась премиальным продуктом, предназначенным для особых случаев. Частота покупок лососевых выросла на 8%.

Этим изменениям в потребительских привычках есть логичное объяснение – экономический фактор. При средней цене килограмма красной рыбы в 567 рублей, этот продукт перестал быть “роскошью”, доступной только для праздничного стола. На фоне постоянного роста цен, стоимость килограмма говядины стала сопоставима с ценой деликатесного лосося. В такой ситуации выбор россиянина становится очевидным – он все чаще отдает предпочтение легкоусвояемому протеину, богатому витаминами и микроэлементами, то есть красной рыбе.

Исследование ICMR (ООО «ГФК-Русь») показывает, что россияне переключаются на красную рыбу, отказываясь от других видов животного белка, включая даже самую доступную по цене курятину:
ICMR-GFK-potrebitelsi-perekluchenie-ryba-myaso
В основе такого потребительского поведения лежат схожие мотивы. Диетическая ценность красной рыбы, как правило, превосходит экономическую выгоду от покупки более доступного белка, такого как мясо птицы. Это отражает растущее стремление россиян к здоровому образу жизни.
Схожая тенденция наблюдается и в отношении белой рыбы. Несмотря на то, что она значительно дешевле красной рыбы (в среднем на 45% за килограмм), ее пищевая ценность и вкусовые качества, по-видимому, не играют решающей роли для российского потребителя при выборе источника животного белка. В результате, доля лососевых в общей структуре потребления рыбы увеличилась в 2024 году на 7% по сравнению с 2023 годом и теперь составляет четверть всего рыбного рынка в России:
ICMR-GFK-potreblenie-ryby-belaya-krasnaya-2024
Данная динамика стала возможной благодаря росту продаж замороженной красной рыбы, которая доступнее по цене (в среднем 485 рублей за килограмм в 2024 году, что на 44% дешевле охлажденной). Таким образом, основная доля продаж красной рыбы в натуральном выражении приходится на замороженную продукцию (почти 80%):
ICMR-GFK-potreblenie-ryby-zamorozhennaya-okhlazdennaya-zhivaya-2024
Интересно проанализировать предпочтения потребителей внутри категории красной рыбы. И здесь снова ключевую роль играет экономическая доступность. Разные виды лососевых по-разному влияют на общие показатели роста категории. Самым популярным видом красной рыбы является горбуша, которая на 44% дешевле в среднем по категории (318 рублей за килограмм) и именно она обеспечила основной рост объема рынка:
ICMR-GFK-potreblenie-ryby-po-tipy-2024
Значительную роль сыграл и фактор доступности, а именно — расширение каналов сбыта. Росту рынка красной рыбы способствовало увеличение представленности категории в доступных для потребителя торговых точках. Магазины у дома (“Пятерочка”, “Магнит” и другие) обеспечили треть роста объема продаж красной рыбы в 2024 году по сравнению с 2023 годом. Этому также способствовало выгодное ценовое предложение, которое было на 25% ниже среднерыночных цен. В результате, в 2024 году на 18% больше семей покупали красную рыбу в этих магазинах, и они стали совершать покупки чаще (на 12% чаще, чем годом ранее).

Параллельно с ростом основной категории (замороженная / охлажденная / свежая красная рыба), наблюдается увеличение потребления соленой / копченой / вяленой красной рыбы и полуфабрикатов из нее. Например, объем продаж полуфабрикатов из красной рыбы в 2024 году вырос почти в два раза, что также объясняется их более низкой стоимостью.

Анализ текущей ситуации на рынке красной рыбы, проведенный ICMR (ООО «ГФК-Русь»), позволяет сделать вывод, что потребительское поведение россиян определяется стремлением найти баланс между двумя мотивами: улучшить качество жизни, перейдя на сбалансированное питание, и не переплачивать. Именно эти факторы и сформировали описанные выше тенденции.

В целом, рынок красной рыбы в России демонстрирует динамичное развитие и играет важную роль в обеспечении продовольственной безопасности страны. Учитывая текущие тренды и перспективы, следует ожидать дальнейшего роста этого сегмента, что, безусловно, будет способствовать улучшению качества жизни населения.

Другие исследования ICMR (ООО "ГФК-Русь") >

Решения
ICMR


ICMR (ООО "ГФК-Русь") — независимая исследовательская компания, эксперт в области глубокой аналитики потребительского рынка.

Мы исследуем поведение покупателей и продажи на рынке бытовой техники и электроники, FMCG, в автобизнесе, на рынке товаров для детей, оптики, фармпрепаратов и БАДов, DIY, в интернет и медиабизнесе, розничной торговле, в секторе телекоммуникаций, финансов и других.

Подробнее >