Исследование ICMR (ООО "ГФК-Русь").
Потребление солёных снеков в России. МАТ июнь 2025.


5 августа 2025 г.
Солёные снеки прочно вошли в рацион россиян: почти каждая семья в России (97,5% домохозяйств) хотя бы раз за год баловала себя продуктами из этой категории.
В исследование ICMR (ООО «ГФК-Русь») за период июнь 2024 года – июнь 2025 года попали картофельные чипсы, сухарики, экструдированные чипсы (кукурузные, рисовые и т.д.), семечки, солёные крекеры, солёные орехи, солёные хлебные палочки, солёные крендельки, соломка, попкорн, сушёная и вяленая рыба, сушёные кальмары и хлебцы.

Объем и лидеры рынка солёных снеков
По данным исследования, категория солёных снеков показала рост на 7,8% в натуральном выражении, превысив темпы развития FMCG-сегмента в России. Основной причиной увеличения объёмов стало повышение интенсивности потребления: в среднем, на одного покупателя приходится 8,0 кг солёных снеков за год, по сравнению с 7,4 кг годом ранее. Это увеличение связано с возросшей частотой покупок – в среднем россияне покупают солёные снеки 4,1 раза в месяц.
ICMR-GfK-issledovanie-potreblenie-solenikh-snekov-v-Rossii-2025
Лидерами продаж остаются картофельные чипсы (32,0% рынка) и семечки (21,0%), за которыми следуют сухарики (17,1%), солёные крекеры (8,1%) и хлебцы (6,4%). Структура рынка остаётся относительно стабильной: чипсы, семечки и сухарики по-прежнему занимают доминирующее положение и являются основными драйверами роста категории солёных снеков.
ICMR-GfK-issledovanie-izmenenie-obiemov-solenikh-snekov-v-Rossii-2025
За период исследования ICMR с июля 2024 по июнь 2025 года все категории солёных снеков продемонстрировали положительную динамику в натуральном выражении. Наиболее заметный рост показали сухарики (+13,3%), а также соломка, хлебные палочки и крендельки (+13,2%) и попкорн (+12,2%). Самый скромный рост зафиксирован у картофельных чипсов (+3,3%).

Факторы, формирующие рынок солёных снеков
Анализ ICMR (ООО «ГФК-Русь») показал два главных фактора изменения в объёмах потребления каждой категории: 1) приток или отток покупателей; 2) увеличение или сокращение домашнего потребления.
Например, рост популярности сухариков, семечек, соломки, хлебных палочек и крендельков, солёных орехов, попкорна, хлебцев, а также сушёной и вяленой рыбы связан как с увеличением потребления этих продуктов в домашних условиях, так и с переключением покупателей с других категорий солёных снеков.
В свою очередь, рост объёмов картофельных чипсов, экструдированных чипсов, солёных крекеров, сушёной и вяленой рыбы, солёных кальмаров был обусловлен исключительно увеличением домашнего потребления.

Сухарики стали главным “бенефициаром” переключений между категориями солёных снеков. Значительная часть покупателей перешла к ним от картофельных чипсов, солёных крекеров и солёных орехов. Вероятно, более медленный рост цен на сухарики по сравнению с чипсами и орехами сыграл важную роль в привлечении покупателей. В то же время, картофельные чипсы больше всего “пострадали” от переключений, уступив часть своих потребителей сухарикам, семечкам и солёным орехам. Хотя чипсы и привлекли новых покупателей от экструдированных чипсов, это не смогло компенсировать потери в других сегментах.
ICMR-GfK-issledovanie-perekluchenie-solenikh-snekov-v-Rossii-2025
Детализируя ситуацию на рынке солёных снеков, важно отметить категории, демонстрирующие рост не только в объёмах, но и в общей структуре рынка. В сегменте картофельных чипсов это чипсы-соломка и чипсы-пластинки. Кроме того, набирают популярность “более здоровые” варианты: чипсы из водорослей (ламинарии, нори) и овощные чипсы. Растёт спрос на тыквенные семечки и фисташки, которые увеличивают свою долю в общей структуре рынка.

Потребительское поведение и факторы выбора солёных снеков
Вкусовые предпочтения потребителей также претерпевают изменения. Среди картофельных чипсов лидируют вкусы “Сметана-зелень” и “Сметана-лук”, а также варианты с рыбой и морепродуктами. Заметно увеличение спроса на острые вкусы, вдохновленные азиатской и мексиканской кухнями, такие как “Чили-лайм”, “Васаби”, “Халапеньо”, “Том ям”. В сегменте сухариков преобладают мясные вкусы, особенно “Холодец”. Вкусы рыбы и морепродуктов занимают второе место по объёмам продаж. Азиатские тенденции также прослеживаются и здесь: растёт доля сухариков со вкусом “Тайский перец”. Среди экструдированных чипсов наиболее популярны сырные вариации. Распространение острых вкусов азиатской и мексиканской кухонь затронуло и эту категорию, набирают популярность вкусы “Тайский перец” и “Соус сальса”.

Производители солёных снеков
В заключение рассмотрим основных производителей, определяющих динамику развития рынка солёных снеков в наиболее крупных сегментах.

  • Лидером в производстве картофельных чипсов является компания PepsiCo с брендом Lay’s. За ней следуют Русскарт (с брендом “Русская картошка”), Lorenz Snack World, X5 Retail Group (с собственной торговой маркой Twister) и Русский продукт (с брендом “Московский картофель”). Доля собственных торговых марок (СТМ) составляет 9,3%, а доля пяти крупнейших производителей - 78,3%. По сравнению с прошлым годом, компания “Русский продукт” поднялась с 6-го на 5-е место, сместив производителя “Сладкая жизнь” (с СТМ Brunchers) на одну позицию. Остальные участники ТОП-5 сохранили свои позиции.
  • На рынке семечек лидирует компания “Мартин” с брендом “от Мартина”. За ней следуют KDV Group (“Бабкины семечки”) и “Смарт” (“Джинн”). Четвертую и пятую позиции в период с июля 2024 по июнь 2025 года занимают производители СТМ: X5 Retail Group (“MixBar”) и “Сладкая жизнь” (“Brunchers”). Совокупная доля пяти крупнейших производителей составляет 72,8%, а доля СТМ – 15,0%. В рейтинге по сравнению с прошлым годом произошли изменения: “Сладкая жизнь” поднялась с 7-го на 5-е место, вытеснив “Систему” (“Крутой Окер”). Остальные четыре лидера сохранили свои позиции.
  • В сегменте сухариков наибольшая доля рынка принадлежит KDV Group (“Кириешки”, “Три корочки”, “Beerka”). В пятерку крупнейших производителей также входят PepsiCo (“Хрусteam”), “Снек Людиново” (“777”), “Фортуна” (“Фишка”) и “РусКо” (“Воронцовские”). Доля производителей СТМ составляет 12,1%. Значительные изменения произошли в ТОП-5: “Снек Людиново” поднялась с 6-го на 3-е место, сместив “Фортуну” на 4-е. Кроме того, X5 Retail Group (“MixBar”, “Twister”) покинула ТОП-5, опустившись с 4-го на 8-е место. Суммарная доля пяти крупнейших производителей за период с июля 2024 по июнь 2025 года составила 72,1%.
  • В сегменте солёных крекеров ТОП производителей за последний год остался неизменным. В период с июля 2024 по июнь 2025 года лидером является KDV Group (бренд “Яшкино”). Второе место занимает Кондитерская фабрика “Белогорье” (“Будь Здоров”), третье – Mondelez (TUC), четвертое – X5 Retail Group (“Красная цена”), пятое – КФ “Слада” (“Сладиал”). Совокупная доля пяти крупнейших производителей составляет 63,2%, доля СТМ – 25%.
По данным панельного исследования ICMR (ООО ГФК-Русь"):
Рынок солёных снеков демонстрирует устойчивый рост в натуральном выражении и формируется четырьмя основными сегментами: картофельные чипсы, семечки, сухарики и крекеры. Важно отметить положительную динамику объемов и в других сегментах, включая снеки из водорослей, овощные чипсы, фисташки и тыквенные семечки. Несмотря на небольшой рост объемов картофельных чипсов, стоит учитывать тенденцию переключения потребителей этой категории на сухарики и семечки. С точки зрения вкусовых предпочтений, для картофельных чипсов, сухариков и экструдированных чипсов наблюдается рост популярности острых вкусов, вдохновленных азиатской и мексиканской кухнями. Пятёрка крупнейших производителей картофельных чипсов, семечек, сухариков и солёных крекеров контролирует более 60% рынка в натуральном выражении. Доля СТМ варьируется в зависимости от категории: она минимальна в сегменте картофельных чипсов и достигает четверти рынка в сегменте солёных крекеров.

Решения
ICMR


ICMR (ООО "ГФК-Русь") — независимая исследовательская компания, эксперт в области глубокой аналитики потребительского рынка.

Мы исследуем поведение покупателей и продажи на рынке бытовой техники и электроники, FMCG, в автобизнесе, на рынке товаров для детей, оптики, фармпрепаратов и БАДов, DIY, в интернет и медиабизнесе, розничной торговле, в секторе телекоммуникаций, финансов и других.

Подробнее >