Влияние экономических, демографических и социальных факторов на рынок DIY – комплексное, но ключевым остается потребительская способность адаптироваться к любым вызовам. Несмотря на экономическую турбулентность, индекс потребительских настроений в России остается относительно стабильным, что говорит о высокой адаптивности населения и быстром восстановлении потребительской активности после кризисов.
В условиях жесткой конкуренции ритейлеры вынуждены конкурировать не только между собой и с маркетплейсами, но и с выгодными банковскими вкладами, что подталкивает к поиску новых решений.
Выбор потребителя сегодня формируется под влиянием целого ряда факторов. В онлайн-среде ключевыми становятся скорость доставки и ее “бесплатность” (которая, конечно, включена в цену). В офлайне же важность приобретает возможность оценить товар непосредственно, “потрогать” его, оценить качество и технологичность. Это позволяет офлайн-магазинам сохранять свои позиции в ряде категорий. На этом фоне активно растут собственные торговые марки (СТМ), которые успешно конкурируют как с ушедшими брендами, так и с известными производителями, предлагая привлекательные цены и характеристики.
Для адаптации к новым рыночным условиям ритейлерам и производителям важно обратить внимание на два момента. Во-первых, это развитие собственных торговых марок, что позволяет занять освободившееся место на рынке и предложить конкурентоспособные товары. Во-вторых, это развитие и усиление офлайн-торговли за счет предоставления дополнительных сервисов и сопутствующих услуг, таких как консультации, сборка и установка приобретенных товаров.