Рынок DIY:
тренды и факты, влияющие на отрасль


16 июня 2025
По материалам decornews.ru

Завершился ежегодный саммит DIY & Household Retail — профессиональное событие для топ-менеджеров отрасли, где обсуждались стратегические векторы развития рынка товаров для дома и ремонта, обмен опытом и аналитика. Исследовательская компания ICMR (ООО "ГФК-Русь") в 2025 году выступила аналитическим партнером саммита и открыла деловую программу. Делимся выдержками экспертного доклада Евгенией Бирюковой:

Данные исследования ICMR (ГФК-Русь) показывают, что рынок DIY в России продолжает расти, как в натуральном, так и в денежном выражении. Ключевым фактором роста в последние годы стало увеличение объемов индивидуального жилищного строительства, приведшее к росту спроса на садовую технику, ручной садовый инвентарь, строительные материалы и электроинструмент. Важно понимать, что наблюдаемый рост – это “отложенный эффект” сделок, совершенных ранее, в 2024 году. Замедление ипотечного кредитования может привести к снижению темпов роста в будущем.

Потребители продолжают строить и делать ремонт, в том числе на вторичном рынке, где подорожавшее жилье стимулирует к обновлению. В структуре потребления DIY-товаров наблюдается значительный рост онлайн-продаж. В некоторых категориях, особенно в сегменте товаров no-name (небрендированных китайских товаров) доля онлайн-продаж достигает 70-90%.

В будущем возможна коррекция рынка, однако сохраняется потенциал роста у категории садовой техники и сопутствующих товаров. Этот рост также является отражением прошлых инвестиций в участки и жилье по государственным программам, которые сейчас практически прекратились. Сейчас поддержку рынку оказывает лишь семейная ипотека.
В целом рынок DIY растет — как в натуральном, так и в денежном выражении.
Потребитель все равно строит, делает ремонт. Жилье стало дороже, и это подталкивает к обновлению — в том числе на вторичном рынке.
Евгения Бирюкова

Старший консультант

Департамент по работе с розничными компаниями

ICMR (ООО «ГФК-Русь»)

Влияние экономических, демографических и социальных факторов на рынок DIY – комплексное, но ключевым остается потребительская способность адаптироваться к любым вызовам. Несмотря на экономическую турбулентность, индекс потребительских настроений в России остается относительно стабильным, что говорит о высокой адаптивности населения и быстром восстановлении потребительской активности после кризисов.

В условиях жесткой конкуренции ритейлеры вынуждены конкурировать не только между собой и с маркетплейсами, но и с выгодными банковскими вкладами, что подталкивает к поиску новых решений.

Выбор потребителя сегодня формируется под влиянием целого ряда факторов. В онлайн-среде ключевыми становятся скорость доставки и ее “бесплатность” (которая, конечно, включена в цену). В офлайне же важность приобретает возможность оценить товар непосредственно, “потрогать” его, оценить качество и технологичность. Это позволяет офлайн-магазинам сохранять свои позиции в ряде категорий. На этом фоне активно растут собственные торговые марки (СТМ), которые успешно конкурируют как с ушедшими брендами, так и с известными производителями, предлагая привлекательные цены и характеристики.

Для адаптации к новым рыночным условиям ритейлерам и производителям важно обратить внимание на два момента. Во-первых, это развитие собственных торговых марок, что позволяет занять освободившееся место на рынке и предложить конкурентоспособные товары. Во-вторых, это развитие и усиление офлайн-торговли за счет предоставления дополнительных сервисов и сопутствующих услуг, таких как консультации, сборка и установка приобретенных товаров.

Решения
ICMR


ICMR (ООО "ГФК-Русь") — независимая исследовательская компания, эксперт в области глубокой аналитики потребительского рынка.

Мы исследуем поведение покупателей и продажи на рынке бытовой техники и электроники, FMCG, в автобизнесе, на рынке товаров для детей, оптики, фармпрепаратов и БАДов, DIY, в интернет и медиабизнесе, розничной торговле, в секторе телекоммуникаций, финансов и других.

Подробнее >