Несмотря на лидирующие позиции по количеству проданных единиц,
маркетплейсы пока отстают от физической розницы в денежном выражении примерно в два раза. Причина в специфике приобретаемых товаров. Например, для покупателя не имеет значения бренд расходных материалов для сотовых телефонов (например, чехол, защитная пленка), а недорогую электрическую зубную щетку проще выбросить, чем ремонтировать.
В категориях малой бытовой техники и IT-техники небрендированный товар составляет значительную долю в количестве проданных единиц (около 15% и 14% соответственно), но приносит значительно меньшую выручку (6% и 5%).
Ситуация кардинально меняется в сегменте крупной бытовой техники. Здесь покупатели, напротив, отдают предпочтение брендам (даже если это новые игроки на рынке или товары под собственными торговыми марками - СТМ), на долю которых приходится четверть товарооборота категории.
- Львиная доля этих товаров по-прежнему продается в физических магазинах, ведь покупатель желает лично осмотреть и изучить дорогостоящую технику перед покупкой.
- Еще один фактор, недооцененный многими, – это социальный аспект шопинга. Для молодого поколения поход в магазин, полный современных гаджетов и инновационных решений, становится своеобразным развлечением, возможностью получить консультацию эксперта и прикоснуться к новинкам.
Таким образом, будущее ритейла, вероятно, будет гибридным. Маркетплейсы укрепят свои позиции в сегменте недорогих товаров повседневного спроса, а розничные магазины офлайн сохранят привлекательность для покупателей, ищущих экспертное мнение, социальное взаимодействие и возможность лично оценить качество товаров.