Маркетплейсы или офлайн-канал:
как потребители выбирают, где покупать


4 июня 2025
По материалам портала retail.ru

Активные дебаты о будущем ритейла не утихают: заменят ли маркетплейсы традиционные магазины и онлайн-платформы самих брендов? Статистика, казалось бы, говорит в пользу электронной коммерции. По данным панели розничного аудита ICMR (ООО «ГФК-Русь»), к концу 2024 года 66,5% всех продаж в России совершались онлайн, причем 54% из них пришлись на маркетплейсы. Большая часть онлайн-покупок совершается именно на маркетплейсах.
Если взять за пример категорию бытовой техники, то половина оборота МБТ приходится на маркетплейсы. И заметная доля проданного там — это товары «первой цены» или ноунейм-бренды — порядка 15% в штуках. В этом и заключается сила маркетплейса.
Андрей Прокопов

Исполнительный директор бизнес-подразделение «Розничная панель»

ICMR (ООО «ГФК-Русь»)

Несмотря на лидирующие позиции по количеству проданных единиц, маркетплейсы пока отстают от физической розницы в денежном выражении примерно в два раза. Причина в специфике приобретаемых товаров. Например, для покупателя не имеет значения бренд расходных материалов для сотовых телефонов (например, чехол, защитная пленка), а недорогую электрическую зубную щетку проще выбросить, чем ремонтировать. В категориях малой бытовой техники и IT-техники небрендированный товар составляет значительную долю в количестве проданных единиц (около 15% и 14% соответственно), но приносит значительно меньшую выручку (6% и 5%).

Ситуация кардинально меняется в сегменте крупной бытовой техники. Здесь покупатели, напротив, отдают предпочтение брендам (даже если это новые игроки на рынке или товары под собственными торговыми марками - СТМ), на долю которых приходится четверть товарооборота категории.
  • Львиная доля этих товаров по-прежнему продается в физических магазинах, ведь покупатель желает лично осмотреть и изучить дорогостоящую технику перед покупкой.
  • Еще один фактор, недооцененный многими, – это социальный аспект шопинга. Для молодого поколения поход в магазин, полный современных гаджетов и инновационных решений, становится своеобразным развлечением, возможностью получить консультацию эксперта и прикоснуться к новинкам.

Таким образом, будущее ритейла, вероятно, будет гибридным. Маркетплейсы укрепят свои позиции в сегменте недорогих товаров повседневного спроса, а розничные магазины офлайн сохранят привлекательность для покупателей, ищущих экспертное мнение, социальное взаимодействие и возможность лично оценить качество товаров.

Решения
ICMR


ICMR (ООО "ГФК-Русь") — независимая исследовательская компания, эксперт в области глубокой аналитики потребительского рынка.

Мы исследуем поведение покупателей и продажи на рынке бытовой техники и электроники, FMCG, в автобизнесе, на рынке товаров для детей, оптики, фармпрепаратов и БАДов, DIY, в интернет и медиабизнесе, розничной торговле, в секторе телекоммуникаций, финансов и других.

Подробнее >