Тренды на рынке безалкогольных напитков:
ЗОЖ и стремление "порадовать" себя


16 июля 2025
По данным ICMR (ООО «ГФК-Русь»), в период с мая 2024 по май 2025 года (MAT) объем продаж безалкогольных прохладительных напитков в натуральном выражении (кг/литрах) вырос на 12,9%. Заметно увеличились покупки во всех сегментах, но самое динамичное развитие наблюдается в категориях вода, квас, энергетики и холодный чай. Лидирующие позиции по охвату потребителей занимают газированные напитки, соки и вода: раз в год 9 из 10 российских домохозяйств совершают покупку хотя бы одного из этих напитков.
ICMR-GfK-potrebitelskaya-korzina-b-a-napitkov
Стоит обратить внимание, что рост категории с меньшей аудиторией обеспечивается притоком новых покупателей (холодный чай) и увеличением частоты покупок в крупных категориях (газировка, соки, вода).
ICMR-GfK-ICMR-GfK-b-a-napitki-okhvat
Рост рынка безалкогольных прохладительных напитков происходит на фоне оживления многих FMCG-категорий, переживших стагнацию в кризисный период. Адаптация российской экономики к изменениям 2022 года и последовавший экономический рост (2023-2024 гг.) положительно повлияли на потребительскую активность и доходы населения. В результате потребители стали менее склонны к жесткой экономии, наблюдавшейся в пик кризиса.
Несмотря на то что цена не является главным критерием, потребители по-прежнему ищут оптимальное соотношение цены и качества, удовлетворяющее их потребности в удобстве, быстроте и получении удовольствия. Категории, отвечающие этим запросам (готовая кулинария, снеки, сладости), демонстрируют наибольший рост.
Данные исследования ICMR (ООО «ГФК-Русь») показывают восстановление потребительского интереса к здоровому образу жизни. Однако, в новых реалиях ЗОЖ становится более рациональным и функциональным, ориентируясь на базовые принципы, а не на элементы маркетинга. Например, растёт потребление питьевой воды, которая становится приоритетным (и более здоровым) выбором при перераспределении покупок в категории безалкогольных прохладительных напитков.

В то же время, увеличение спроса на газированные напитки, соки, квас, энергетики и холодный чай свидетельствует о тенденции к удовлетворению потребности в удовольствии. Выходя из периода кризиса, потребители хотят и продолжают «баловать себя» сладостями, напитками и перекусами, что особенно выражено среди более молодого поколения. Такие покупатели охотнее отказываются от алкоголя в пользу безалкогольных прохладительных напитков, где тоже следуют здоровым трендам.
ICMR-GfK-zamena-alkogolia-b-a-napitkami
В «менее здоровой» категории газированных напитков растет интерес к низкокалорийным категориям. Два конкретных SKU, относящиеся к этому сегменту (Добрый Cola Zero 1.5 литра ПЭТ, Черноголовка Cola Без сахара 1.5 литра ПЭТ), обеспечили 39% роста категории за период с мая 2024 по май 2025 года.
Заметно востребованы и продукты в упаковках меньшего объема. Это позволяет покупателям контролировать потребление «менее здоровых» продуктов и помогает отказываться от «слабостей».

В «более здоровой» категории воды прослеживается стремление к разнообразию и удовольствию. Растёт спрос на воду с необычными вкусами и смешением вкусов. Наибольшую динамику за исследуемый период показал сегмент тоников (+12,2% в литрах за период с мая 2024 по май 2025 года), которые, в том числе, используются для приготовления коктейлей и других напитков для «баловства».
ICMR-GfK-rost-potreblenia-vodi-so-vkysom
В целом, ключевые тренды FMCG, особенно актуальные для рынка безалкогольных прохладительных напитков, – это возвращение к ЗОЖ и стремление к удовольствию. Понимание этих потребностей и ситуаций потребления открывает новые возможности для производителей. Компании, способные предложить продукты, удовлетворяющие обе потребности одновременно (например, протеиновые батончики, сочетающие полезность, удобство и удовольствие), демонстрируют наибольшую конкурентоспособность.

Статьи ICMR (ООО "ГФК-Русь") >

Решения
ICMR


ICMR (ООО "ГФК-Русь") — независимая исследовательская компания, эксперт в области глубокой аналитики потребительского рынка.

Мы исследуем поведение покупателей и продажи на рынке бытовой техники и электроники, FMCG, в автобизнесе, на рынке товаров для детей, оптики, фармпрепаратов и БАДов, DIY, в интернет и медиабизнесе, розничной торговле, в секторе телекоммуникаций, финансов и других.

Подробнее >